Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление Правительства Архангельской области от 27.05.2014 N 222-пп "Об утверждении региональной стратегии государственной национальной политики в Архангельской области на период до 2025 года"



ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2014 г. № 222-пп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Список изменяющих документов
(в ред. постановления Правительства Архангельской области
от 18.11.2014 № 471-пп)

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", пунктом "а" статьи 31.2 Устава Архангельской области, пунктом 1 статьи 22 областного закона от 20 мая 2009 года № 19-3-ОЗ "О Правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области" Правительство Архангельской области постановляет:
1. Утвердить региональную стратегию государственной национальной политики в Архангельской области на период до 2025 года (далее - стратегия).
2. Исполнительным органам государственной власти Архангельской области при реализации государственной политики в соответствующих сферах руководствоваться стратегией.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области руководствоваться стратегией при разработке документов долгосрочного и среднесрочного планирования социально-экономического развития муниципальных образований Архангельской области и муниципальных нормативных правовых актов.
4. Признать утратившим силу постановление администрации Архангельской области от 9 апреля 2007 года № 67-па "Об утверждении Концепции государственной национальной политики в Архангельской области".
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Исполняющий обязанности
Губернатора
Архангельской области
А.П.ГРИШКОВ





Утверждена
постановлением Правительства
Архангельской области
от 27.05.2014 № 222-пп

РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Список изменяющих документов
(в ред. постановления Правительства Архангельской области
от 18.11.2014 № 471-пп)

I. Общие положения

1. Региональная стратегия государственной национальной политики в Архангельской области на период до 2025 года (далее - стратегия), сформированная в соответствии со Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666 (далее - Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года), включает в себя систему основных направлений, задач и механизмов реализации государственной национальной политики в Архангельской области.
2. Стратегия является основой для координации деятельности исполнительных органов государственной власти Архангельской области, иных государственных органов Архангельской области (далее - государственные органы) и органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (далее - органы местного самоуправления), их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики в Архангельской области.
Стратегия направлена на развитие сотрудничества народов Российской Федерации, проживающих на территории Архангельской области, развитие их национальных языков и культур.
3. Правовую основу настоящей стратегии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Устав Архангельской области и иные нормативные правовые акты Архангельской области.
Положения стратегии реализуются в комплексе с целями, принципами, основными направлениями, задачами и механизмами реализации государственной национальной политики Российской Федерации, определенными Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
4. Стратегия разработана с учетом преемственности основных положений Концепции государственной национальной политики в Архангельской области, утвержденной постановлением администрации Архангельской области от 9 апреля 2007 года № 67-па, разработанной и реализованной в развитие положений Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 года № 909.
5. Основными вопросами государственной национальной политики в Архангельской области, требующими особого внимания государственных органов и органов местного самоуправления, по-прежнему являются сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Архангельской области, укрепление их духовной общности, а также обеспечение прав национальных меньшинств.
6. Государственная национальная политика в Архангельской области нуждается в актуальных концептуальных подходах с учетом имеющихся региональных особенностей, необходимости решения вновь возникающих проблем, реального состояния и перспектив развития национальных отношений.
7. Реализация стратегии должна способствовать выработке единых подходов к решению проблем государственной национальной политики в Архангельской области государственными органами и органами местного самоуправления, институтами гражданского общества.

II. Состояние межнациональных (межэтнических) отношений
в Архангельской области

8. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Архангельской области проживают представители более ста национальностей, подавляющее большинство населения - русские. Среди других национальностей наиболее многочисленны украинцы, белорусы, ненцы, татары и азербайджанцы.
В Архангельской области действует система структур организаций, конструктивно работающих в сфере межнациональных и межэтнических отношений. Так, на территории Архангельской области действуют:
национально-культурные автономии и землячества, которые зарекомендовали себя как надежные партнеры власти в деле укрепления гражданского единства и поддержания соседских толерантных взаимоотношений в обществе;
региональная общественная организация "Совет национальностей города Архангельска и Архангельской области", объединяющая национально-культурные организации;
Поморский межнациональный общественный центр.
По инициативе исполнительных органов государственной власти Архангельской области и при поддержке общественных объединений, действующих в сфере межнациональных и межэтнических отношений, проводятся ежегодные Северные межнациональные форумы, акция "Большой круг".
9. Особенностью национальных отношений в Архангельской области является отсутствие доминирующих структурированных диаспор, что не допускает перекосов в реализации региональной национальной политики. Представителям различных национальностей, проживающим в Архангельской области, свойственны низкий уровень конфликтности на межэтнической почве, а также взаимоподдержка в трудных ситуациях.
На развитие национальных отношений в Архангельской области важное влияние оказало ее место в истории (развитии) Российского государства. Поморские земли с давних времен сохраняли традиционную, характерную в целом для страны духовную основу. Этот фактор во многом оказывал позитивное влияние на исход событий в трудные для российской нации дни.
Кроме того, высокую идейную значимость для проживающих на Русском Севере имеют именитые поморские земляки, заслужившие своей деятельностью уважение и почет не только в России, но и во всем мире.
10. Между тем на развитие межнациональных (межэтнических) отношений в Архангельской области, как и во всей Российской Федерации, оказывают влияние уровень социального и имущественного неравенства, размывание традиционных нравственных ценностей народов Российской Федерации, правовой нигилизм и уровень преступности, сохранение проявлений дискриминации в социальной среде, распространенность негативных стереотипов в отношении некоторых народов Российской Федерации, недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики.
Преодоление указанных негативных факторов связано с возникновением новых задач и приоритетных направлений в сфере государственной национальной политики, решать которые предполагается, руководствуясь стратегией.
11. Для Архангельской области решение проблем дальнейшей гармонизации межнациональных отношений, налаживания подлинного диалога культур является актуальным условием обеспечения политической и социальной стабильности.

III. Приоритетные направления и задачи государственной
национальной политики в Архангельской области

12. Приоритетными направлениями государственной национальной политики Российской Федерации в Архангельской области являются:
а) совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики в Архангельской области;
б) обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;
в) обеспечение равноправия граждан, реализации конституционных прав граждан в сфере государственной национальной политики в Архангельской области;
г) создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
д) обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики в Архангельской области;
е) укрепление единства и духовной общности многонациональной российской нации;
ж) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов Российской Федерации;
з) создание условий для обеспечения прав народов Российской Федерации в социально-культурной сфере;
и) развитие системы образования, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;
к) обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков народов Российской Федерации;
л) информационное обеспечение реализации государственной национальной политики в Архангельской области;
м) совершенствование взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества;
н) развитие международного сотрудничества в сфере государственной национальной политики в Архангельской области.
13. Задачами в сфере государственной национальной политики в Архангельской области являются:
1) по совершенствованию государственного управления в сфере государственной национальной политики в Архангельской области:
объединение усилий государственных органов, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества для укрепления единства народов Российской Федерации, достижения межнационального мира и согласия;
обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих максимальному учету в системе государственного управления национально-культурных интересов народов Российской Федерации в Архангельской области и их удовлетворению;
совершенствование системы управления и координации государственных органов и органов местного самоуправления при реализации государственной национальной политики в Архангельской области;
совершенствование законодательства Архангельской области в части, касающейся:
регулирования вопросов, связанных с созданием условий для укрепления государственного единства, формирования общероссийского гражданского самосознания, этнокультурного развития народов России, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, развития межнационального (межэтнического) и межрелигиозного диалога и предупреждения конфликтов, для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
уточнения компетенции органов местного самоуправления по вопросам реализации государственной национальной политики в Архангельской области;
организационное обеспечение совершенствования деятельности государственных органов по решению задач государственной национальной политики в Архангельской области;
разработка государственной программы Архангельской области, направленной на укрепление единства российской нации, обеспечение гражданского и межнационального согласия, этнокультурного развития народов Российской Федерации (далее - государственная программа);
обеспечение дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Архангельской области и муниципальных служащих по утвержденным в установленном порядке программам по вопросам реализации государственной национальной политики;
мониторинг обращений граждан, содержащих сведения о нарушении принципа равноправия независимо от расы, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;
анализ состояния межнациональных отношений;
методическое обеспечение деятельности специалистов в сфере межнациональных отношений;
2) по обеспечению равноправия граждан, реализации их конституционных прав в сфере государственной национальной политики Российской Федерации в Архангельской области:
обеспечение реализации принципа равноправия граждан независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств при приеме на работу, при замещении должностей государственной и муниципальной службы, при формировании кадрового резерва;
создание условий для свободного определения гражданами своей национальной принадлежности;
принятие мер по недопущению проявлений дискриминации в отношении граждан различной национальной принадлежности при осуществлении государственными органами, органами местного самоуправления и организациями своей деятельности;
3) по обеспечению межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений:
определение в качестве приоритетных задач в сфере государственной национальной политики в Архангельской области для государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц вопросов, связанных с поддержанием межнационального мира и согласия, гармонизацией межнациональных отношений, профилактикой возникновения конфликтных ситуаций, содействием диалогу между представителями различных этнических сообществ;
обеспечение ответственности должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления за состояние межнациональных отношений на соответствующих территориях, а также мер стимулирования указанных лиц;
формирование в обществе обстановки нетерпимости к пропаганде и распространению идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, направленных на подрыв общественно-политической стабильности, национального мира и согласия;
совершенствование правовых основ научного и экспертного обеспечения раннего предупреждения межнациональных конфликтов, проявлений агрессивного национализма и связанных с ними криминальных проявлений, массовых беспорядков, проявлений экстремизма и терроризма;
принятие правовых и организационных мер по предотвращению и пресечению деятельности, направленной на возрождение националистической идеологии, воспроизводящей идеи нацизма, на обеление этих идей;
вовлечение этнокультурных и общественных объединений, религиозных организаций в деятельность по развитию межнационального и межконфессионального диалога, возрождению семейных ценностей, противодействию экстремизму, национальной и религиозной нетерпимости;
организация с участием институтов гражданского общества и организаций противодействия пропаганде идей экстремизма в социальных сетях;
предотвращение и пресечение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
определение полномочий и ответственности руководителей и иных должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления в сфере профилактики и пресечения межнациональной (межэтнической) и межконфессиональной напряженности и конфликтов;
создание систем мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций, эти системы должны базироваться на диверсификации источников информации и обеспечивать возможность оперативного реагирования на возникновение конфликтных и предконфликтных ситуаций в Архангельской области;
реализация мер правового и информационного характера по профилактике недобросовестного использования этнического фактора в избирательном процессе и в партийных программах;
4) по обеспечению социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Архангельской области - создание благоприятных условий для экономического и социального развития Архангельской области в целях обеспечения свободы предпринимательской деятельности и социальной защиты граждан;
5) по содействию национально-культурному развитию:
обеспечение сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала многонационального народа Российской Федерации в Архангельской области на основе идей единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия, патриотизма;
распространение знаний об истории и культуре народов Российской Федерации в Архангельской области;
формирование культуры межнационального (межэтнического) общения в соответствии с нормами морали и традициями народов Российской Федерации;
обеспечение сохранения и приумножения культурного наследия народов Российской Федерации путем:
формирования в обществе атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям народов Российской Федерации;
расширения возможностей доступа к отечественным культурным ценностям, материальному и нематериальному историческому наследию народов Российской Федерации;
развития волонтерского (добровольческого) движения в сфере сохранения культурного наследия, включая реставрацию культурных ценностей;
6) по государственной национальной политике в Архангельской области в сфере образования, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения, которые заключаются в формировании у детей и молодежи общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю страны и региона, в воспитании культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении, чести и национальном достоинстве граждан, духовных и нравственных ценностях народов Российской Федерации, на всех этапах образовательного процесса путем:
создания в образовательных организациях высшего образования или государственных профессиональных образовательных организациях организаций студенческого самоуправления (клубов, советов и других) на интернациональной основе, а также условий для координации их деятельности;
организации просвещения населения Архангельской области о роли и значении Архангельской области, ее жителей в ключевых исторических этапах развития российского государства, популяризации и изучения традиционной поморской северной культуры, традиций, обычаев, фольклора;
обеспечения взаимодействия дошкольных, образовательных организаций с родителями воспитанников, обучающихся и национальными общественными объединениями;
поддержки общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание граждан;
организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования педагогических кадров;
проведения обучающих мероприятий по предупреждению межнациональных конфликтов;
проведения мероприятий, посвященных вопросам развития межнациональной толерантности в молодежной среде;
7) по поддержке русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов Российской Федерации:
создание оптимальных условий для сохранения и развития языков народов Российской Федерации, использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения и одного из официальных языков международных организаций;
проведение мероприятий, посвященных развитию русского языка как государственного языка Российской Федерации;
8) по формированию системы социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов:
создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов (при их готовности) развитию речевого взаимодействия, межкультурному общению в целях повышения уровня доверия между гражданами и искоренения национальной и расовой нетерпимости;
обеспечение взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с общественными объединениями, способствующими социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
совершенствование системы мер, обеспечивающих уважительное отношение мигрантов к культуре и традициям на территории Архангельской области;
9) по информационному обеспечению реализации государственной национальной политики в Архангельской области:
организация и проведение конкурсов на лучшее освещение в средствах массовой информации вопросов межнационального (межэтнического), межконфессионального и межкультурного взаимодействия;
выступление в средствах массовой информации руководителей государственных органов и органов местного самоуправления, представителей институтов гражданского общества, общественных объединений и религиозных организаций по актуальным вопросам, связанным с реализацией государственной национальной политики в Архангельской области;
осуществление органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием институтов гражданского общества и журналистского сообщества мониторинга публикаций печатных и электронных средств массовой информации по вопросам реализации государственной национальной политики в Архангельской области, а также проведение семинаров для журналистов по повышению их квалификации в этой сфере;
обмен информацией с правоохранительными органами о выявленных фактах правонарушений на национальной почве;
10) по совершенствованию взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики в Архангельской области:
участие Общественной палаты Архангельской области в подготовке управленческих решений в сфере государственной национальной политики в Архангельской области;
усиление роли общественных советов при государственных органах и органах местного самоуправления в деятельности по повышению общероссийского гражданского самосознания, гармонизации межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, обеспечению социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
поддержка деятельности межнациональных общественных объединений, ассоциаций, фондов, национально-культурных автономий как средства выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения стабильности межнациональных отношений, предупреждения конфликтов на национальной почве, обеспечения реализации стратегии;
усиление общественного контроля за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления по реализации государственной национальной политики в Архангельской области, в том числе привлечение представителей национально-культурных автономий к участию в работе совещательных и экспертно-консультативных органов при государственных органах и органах местного самоуправления;
обеспечение прозрачности источников финансирования проектной деятельности институтов гражданского общества в сфере государственной национальной политики в Архангельской области, а также совершенствование механизмов их финансовой отчетности;
вовлечение институтов гражданского общества, в том числе молодежных и детских общественных объединений, в проведение мероприятий по профилактике проявлений межнациональной (межэтнической) нетерпимости либо вражды в детской и молодежной среде;
использование потенциала институтов гражданского общества, в том числе национальных и многонациональных общественных объединений граждан, национально-культурных автономий, в целях гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, совместного противодействия росту межнациональной напряженности, экстремизму, разжиганию этнической и религиозной ненависти либо вражды.

IV. Механизмы реализации государственной национальной
политики в Архангельской области

14. Эффективность реализации государственной национальной политики в Архангельской области обеспечивается непрерывной и согласованной деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества с комплексным использованием политических, правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер, разработанных в соответствии со стратегией.
15. Стратегия входит в систему документов государственного стратегического планирования Архангельской области.
16. Государственные органы исполняют план мероприятий по реализации стратегии, разрабатываемый министерством по местному самоуправлению и внутренней политике Архангельской области и утверждаемый Губернатором Архангельской области, положения которого учитываются при формировании областного бюджета.
(в ред. постановления Правительства Архангельской области от 18.11.2014 № 471-пп)
17. Реализация стратегии осуществляется исполнительными органами государственной власти Архангельской области во взаимодействии с государственными органами и органами местного самоуправления. Финансовое обеспечение реализации стратегии осуществляется за счет средств областного бюджета и иных не запрещенных законом источников.
18. В качестве инструмента реализации стратегии могут являться государственные программы Архангельской области, ведомственные целевые программы и муниципальные целевые программы муниципальных образований Архангельской области.
19. В ходе реализации стратегии комиссия по вопросам гармонизации межэтнических отношений в Архангельской области, образованная в соответствии с указом Губернатора Архангельской области от 28 марта 2011 года № 40-у "Об утверждении Положения о комиссии по вопросам гармонизации межэтнических отношений в Архангельской области", во взаимодействии с органами государственной власти Архангельской области и иными государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными организациями готовит предложения по уточнению приоритетных направлений стратегии.
20. По решению Губернатора Архангельской области, заместителей Губернатора Архангельской области проблемы реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Архангельской области могут рассматриваться на расширенных заседаниях комиссии по вопросам гармонизации межэтнических отношений в Архангельской области с участием представителей Общественной палаты Архангельской области, совещательных и вспомогательных органов при Губернаторе Архангельской области, иных заинтересованных организаций.
21. Реализация стратегии может осуществляться также путем принятия областных законов и иных нормативных правовых актов Архангельской области, муниципальных правовых актов.
22. Информационная и аналитическая поддержка реализации стратегии может осуществляться путем привлечения информационных ресурсов заинтересованных государственных органов и органов местного самоуправления, научных организаций.
23. Мониторинг хода реализации стратегии осуществляет министерство по местному самоуправлению и внутренней политике Архангельской области.
(в ред. постановления Правительства Архангельской области от 18.11.2014 № 471-пп)
24. Корректировка стратегии осуществляется по результатам анализа ее реализации и мониторинга состояния межнациональных (межэтнических) отношений в муниципальных образованиях Архангельской области.
25. Реализация стратегии призвана стать фактором, способствующим укреплению общероссийского гражданского самосознания, этнокультурному развитию народов Российской Федерации, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, обеспечению государственной безопасности, правопорядка и политической стабильности в Архангельской области.


------------------------------------------------------------------