Типы документов

Реклама

Партнеры

Распоряжение Правительства Архангельской области от 20.05.2014 N 132-рп "О Стратегии охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, расположенных на территории Архангельской области, на период до 2020 года"



ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 мая 2014 г. № 132-рп

О СТРАТЕГИИ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
(ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ
ОБЛАСТИ, НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пунктом "а" статьи 31.2 Устава Архангельской области, пунктом 1 статьи 22 областного закона от 20 мая 2009 года № 19-3-ОЗ "О Правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области":
1. Одобрить прилагаемую Стратегию охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Архангельской области, на период до 2020 года (далее - Стратегия).
2. Исполнительным органам государственной власти Архангельской области при реализации государственной политики в соответствующих сферах руководствоваться Стратегией.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области при разработке документов долгосрочного и среднесрочного планирования социально-экономического развития муниципальных образований Архангельской области руководствоваться Стратегией.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Исполняющий обязанности Губернатора
Архангельской области
А.П.ГРИШКОВ





Одобрена
распоряжением Правительства
Архангельской области
от 20.05.2014 № 132-рп

СТРАТЕГИЯ
ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ
И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РАСПОЛОЖЕННЫХ
НА ТЕРРИТОРИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Введение.
Отличительные особенности культурного наследия
Архангельской области

Архангельская область имеет следующие отличительные особенности в части, касающейся объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия):
на территории Архангельской области сконцентрированы выдающиеся архитектурные памятники и ансамбли - образцы культового деревянного зодчества;
являясь центром русского Поморского Севера, Архангельская область сохранила облик старинных русских, в первую очередь, поморских сел и деревень.
Расположенные по берегам рек, на побережьях озер, среди лесных массивов и в окружении рукотворных полей и лугов северорусские поселения сформировали уникальный по своей сохранности и восприятию культурный ландшафт. Архитектурные принципы деревянного зодчества органично сочетаются здесь с природными условиями, особенностями Русского Севера.
Особая роль в этом принадлежит:
историческим сельским культурно-природным ландшафтам, таким, например, как территории национального парка "Кенозерский", достопримечательное место "Кимжа" в Мезенском районе Архангельской области;
мемориально-ассоциативным культурным ландшафтам, ценность которых определяется связью с историческими личностями, в том числе с. Ломоносово в Холмогорском районе Архангельской области - с родиной М.В.Ломоносова, дер. Веркола в Пинежском районе Архангельской области - с родиной писателя Ф.А.Абрамова, с. Сура в Пинежском районе Архангельской области - с родиной русского религиозного и общественного деятеля Иоанна Кронштадтского (И.И.Сергиева), объекту культурного наследия "Дом художника А.А.Борисова" в Красноборском районе Архангельской области.
Бесценные ресурсы национального и мирового культурного наследия Архангельской области:
историко-культурный ансамбль Соловецких островов, представляющий Архангельскую область и Российскую Федерацию в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО;
Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства "Малые Корелы" и Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, включенные в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
города Каргополь и Сольвычегодск, вошедшие в список исторических поселений федерального значения;
национальный парк "Кенозерский", включенный во Всемирную сеть биосферных резерватов.
Создание на территории Архангельской области особо охраняемых природных территорий - национальных парков "Русская Арктика" и государственного природного заказника федерального значения "Земля Франца-Иосифа" - неоценимый национальный вклад в сохранение как культурного наследия России, так и всемирного наследия. В нем заложен огромный ресурсный потенциал для Архангельской области: здесь находятся места и объекты, иллюстрирующие историю открытия и освоения российской Арктики с XVI века.
Существенный потенциал в деле сохранения культурного и природного наследия Архангельской области имеет национальный парк "Онежское Поморье", учрежденный в 2013 году.
Наиболее значимые объекты культурного наследия каменного зодчества находятся в городах - исторических поселениях Каргополе и Сольвычегодске, на Соловецких островах, в Онежском, Пинежском, Приморском, Холмогорском районах Архангельской области. Преимущественно это исторические монастырские комплексы, представляющие редкие по красоте и совершенные в инженерном отношении ансамбли. В их числе Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь, Антониево-Сийский Свято-Троицкий мужской монастырь в Холмогорском районе Архангельской области, Николо-Корельский мужской монастырь в г. Северодвинске, Введенский мужской монастырь в г. Сольвычегодске, Сурский Иоанновский женский монастырь (Иоанно-Богословский Сурский женский монастырь) и Артемие-Веркольский мужской монастырь в Пинежском районе Архангельской области, Онежский Крестный монастырь на Кий-острове в Онежском районе Архангельской области.
К крепостным ансамблям, включающим древнейшие инженерно-фортификационные комплексы - бывшие опорные пункты Великого Новгорода, а позже - единого Московского государства, рубежи которого должны были быть надежно защищены, наряду с объектами Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря относится Новодвинская крепость в г. Архангельске.
Выдающимся объектом культурного наследия каменного зодчества является Гостиный двор в г. Архангельске.
Представление об историческом центре г. Архангельска дает историко-культурная заповедная территория "Старый Архангельск".
Один из выразительных и уникальных видов интерьерной живописи, свойственный только деревянным культовым объектам Русского Севера, - росписи "небес", наибольшая концентрация которых отмечается в объектах культурного наследия Плесецкого района Архангельской области.
На территории Архангельской области находятся 1849 объектов культурного наследия, или около 1,5 процента от общего количества объектов культурного наследия, расположенных на территории Российской Федерации, что в 1,5 раза выше среднего показателя по субъектам Российской Федерации.
В хозяйственный оборот вовлекается только 40 процентов объектов культурного наследия. Остальные либо утрачены, либо не используются. К таким, прежде всего, относятся объекты культурного наследия деревянного зодчества культового назначения.
В государственной собственности Архангельской области находятся 23 объекта культурного наследия, или 1,2 процента от общего количества объектов культурного наследия, расположенных на территории Архангельской области, остальные - в казне Российской Федерации и в муниципальной собственности муниципальных образований Архангельской области.

I. Общие положения

Стратегия охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Архангельской области, на период до 2020 года (далее - Стратегия), - долгосрочное направление деятельности исполнительных органов государственной власти Архангельской области по достижению целей и задач, направленных на сохранение, использование, охрану, популяризацию и выявление объектов культурного наследия, с учетом отличительных характеристик культурного наследия Архангельской области, уникальной позиции Архангельской области в этой сфере, полномочий Архангельской области в сфере сохранения, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, внешних факторов, внутренних ресурсов и ограничений.
Предметом Стратегии являются объекты культурного наследия, расположенные на территории Архангельской области.
Предметом управления в сфере охраны объектов культурного наследия является характер взаимодействия между объектами культурного наследия и обществом.
Стратегия представляет собой систему целей, задач, принципов, приоритетов и направлений действий, которые реализуются в нормативных правовых актах Архангельской области, актах органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, федеральных и государственных программах Архангельской области, инвестиционных проектах и внепрограммных мероприятиях, направленных на создание и обеспечение условий для сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Направления деятельности определяются по результатам СВОТ-анализа потенциала культурного наследия Архангельской области:

Сила
Слабости
Высокая репутация культурного наследия во внешней среде: наличие объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, культурных ландшафтов мирового значения, исторических поселений федерального значения, выдающихся монастырских комплексов и памятников деревянного зодчества, традиционных сельских территорий с ландшафтным окружением
Незащищенность объектов культурного наследия от внешнего воздействия, связанного с освоением территорий их бытования и активной градостроительной политикой.
Угасание плотницких традиций, реставрационной культуры, основанной на уважении объекта культурного наследия и его аутентичности
Возможности
Опасности
Растущий интерес к целостному восприятию культурного наследия, или к культурным ландшафтам.
Возможности для развития научного, экологического, познавательного и т.п. туризма
Общественное равнодушие к состоянию объектов культурного наследия: нивелирование архитектурного своеобразия территорий Архангельской области, незащищенность объектов культурного наследия деревянного зодчества, находящихся под угрозой исчезновения, утрата понимания причастности наследия к обыденной жизни рядового гражданина

Реализация направлений действий, предусмотренных Стратегией, должна обеспечить:
предотвращение уничтожения современной градостроительной политикой культурной ценности объектов культурного наследия;
увеличение роли местных сообществ в управлении объектами культурного наследия;
рост социального значения объектов культурного наследия наряду с их эстетической значимостью;
полную опись объектов культурного наследия на территории Архангельской области, доступную для исследователей, населения Архангельской области, органов государственной власти Архангельской области.
Стратегия основывается на статье 44 Конституции Российской Федерации, принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, а также на федеральных конституционных законах, федеральных законах, областных законах, документах долгосрочного стратегического планирования, включая Стратегию национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666, Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, Стратегию социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года, одобренную распоряжением администрации Архангельской области от 16 декабря 2008 года № 278-ра/48.
Стратегия направлена на реализацию рекомендаций и поручений заседания президиумов Государственного совета и Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации, посвященного вопросам сохранения культурного наследия, поручений Президента Российской Федерации от 24 июля 2011 года № Пр-1782, от 20 августа 2012 года № Пр-2217, пункта 2 протокола заседания рабочей группы Администрации Президента Российской Федерации по обеспечению правовых и организационных мер по принятию документов территориального планирования и градостроительного зонирования, а также установлению границ и соблюдению правового режима земель на территории музеев-заповедников и других достопримечательных мест.
Стратегия соответствует целевым установкам Российской Федерации по взятым на себя обязательствам при ратификации международных соглашений, в частности Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия (1972), Конвенции Совета Европы об охране архитектурного наследия Европы (1985), а также принципам Международной хартии по охране исторических городов (1987).
Реализация Стратегии осуществляется через разработку государственных программ Архангельской области, бюджетов и процедур, среднесрочные и краткосрочные планы.
Стратегия подготовлена министерством культуры Архангельской области (далее - министерство культуры) по поручению Губернатора Архангельской области.

II. Цели и задачи Стратегии

Главной целью Стратегии является определение оптимальных способов сохранения объектов культурного наследия и признание их безусловной ценности.
Достижение главной цели Стратегии обеспечивается решением следующих основных задач:
совершенствование нормативного правового обеспечения охраны объектов культурного наследия и создание эффективной системы управления в этой сфере;
сбережение и восстановление архитектурной среды, целостности архитектурного облика территорий Архангельской области как важнейшего компонента культурного наследия Архангельской области;
расширение понимания населением, органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, органами государственной власти Архангельской области важности сохранения объектов культурного наследия для развития территорий Архангельской области;
создание условий для эффективного использования и предпосылок для культурной капитализации объектов культурного наследия.

III. Приоритеты государственной политики по сохранению
объектов культурного наследия. Принципы Стратегии. Целевые
показатели, характеризующие деятельность по сохранению
объектов культурного наследия

Основными принципами Стратегии являются:
осознание непреходящей ценности объектов культурного наследия как непременного условия устойчивого развития Архангельской области;
понимание, что каждый объект культурного наследия представляет собой уникальную ценность для всего населения Архангельской области и является неотъемлемой частью наследия народов Российской Федерации и всемирного культурного наследия;
признание неразрывности и целостности природного и культурного наследия, приоритет культурного ландшафта в сфере управления историко-культурным наследием;
соблюдение права каждого человека на доступ к культурным ценностям, в том числе к объектам культурного наследия;
участие каждого гражданина и всего населения Архангельской области в деятельности по сохранению объектов культурного наследия;
неотвратимость наказания за нарушения законодательства Российской Федерации и Архангельской области об объектах культурного наследия.
Базовый принцип Стратегии - комплексное сохранение объектов культурного наследия, согласно которому эта деятельность эффективна только в рамках политики экономического и социального развития Архангельской области, в составе проектов перспективного планирования и градостроительства. Принцип комплексного сохранения включает инициирующую, контролирующую и координирующую функции исполнительных органов государственной власти Архангельской области в развитии партнерских отношений с муниципальными образованиями Архангельской области, общественностью и негосударственным сектором, в использовании междисциплинарного, межведомственного подхода к сохранению объектов культурного наследия.
В основе настоящего подхода к сохранению объектов культурного наследия лежит признание актуальности взаимодействия культуры, человеческой деятельности и природной среды бытования объектов культурного наследия, необходимости учета этого фактора при формировании программ сохранения и использования культурного и природного наследия.
Настоящие подходы к охране объектов культурного наследия предполагают:
переход от охраны отдельных объектов к охране культурных ландшафтов, включающих как выдающиеся объекты культурного наследия, так и объекты рядовой застройки, отражающие образ жителей Архангельской области, а также природные ландшафты и т.д.;
переход от охраны исключительно объектов культурного наследия старины к охране объектов культурного наследия XX века, обладающих потенциалом как в области туризма, так и в сфере патриотического воспитания;
интеграцию наследия в повседневную жизнь территорий Архангельской области и превращение в ее неотъемлемый и обязательный элемент.
Целевыми показателями, характеризующими деятельность по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, являются:
количество объектов культурного наследия, в отношении которых определены предметы охраны, установлены границы и разработаны проекты зон охраны;
другие показатели, устанавливаемые в основных направлениях деятельности Правительства Архангельской области, документах стратегического планирования федерального и областного уровней, а также в государственной программе Архангельской области "Культура Русского Севера (2013 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 года № 461-пп (далее - государственная программа Архангельской области "Культура Русского Севера (2013 - 2020 годы)").

IV. Основные направления действий по реализации Стратегии

Основными направлениями действий по решению задачи совершенствования нормативного правового обеспечения охраны объектов культурного наследия и создания эффективной системы управления в этой сфере являются:
активное взаимодействие с Министерством культуры Российской Федерации в сфере охраны объектов культурного наследия с учетом складывающейся практики применения законодательства Российской Федерации и законодательства Архангельской области;
разработка нормативных правовых актов, направленных на обеспечение сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия;
определение и утверждение предметов охраны объектов культурного наследия регионального значения;
разработка рекомендаций о порядке проведения археологических работ на территории Архангельской области;
подготовка рекомендаций для пользователей объектами культурного наследия, собственников объектов культурного наследия по сохранению и использованию объектов культурного наследия;
усиление мер ответственности за нарушения требований законодательства Российской Федерации об охране культурного наследия;
регулирование вопросов, связанных с созданием условий для укрепления взаимодействия с органами местного самоуправления поселений и городских округов Архангельской области по реализации органами местного самоуправления поселений и городских округов Архангельской области полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и уточнению компетенции органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области по вопросам сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;
продолжение процесса артификации историко-культурного наследия, или целенаправленного отбора, определяющего феномен наследия Архангельской области, вызванного озабоченностью тем, что происходит забвение и утрата культурных ценностей прошлого.
Основными направлениями действий по решению задачи сбережения и восстановления архитектурной среды, целостности архитектурного облика территорий Архангельской области как важнейшего компонента культурного наследия Архангельской области являются:
организация проведения мониторинга, или комплексной системы слежения за состоянием объектов культурного наследия, оценки и прогноза их состояния;
содействие проведению обследования, в том числе архитектурно-археологических обмеров, историко-архивных исследований, наиболее ценных объектов культурного наследия деревянного зодчества;
содействие изучению и сохранению подлинных деталей, частей и элементов реставрируемых объектов культурного наследия, прежде всего деревянного зодчества, их фиксация для истории в случае разрушения или утраты для воссоздания в будущем;
организация проведения мероприятий по установлению и уточнению границ территории объектов культурного наследия как зоны с особыми условиями использования;
организация проведения мероприятий по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия как одного из основных инструментов обеспечения сохранности объектов культурного наследия в их исторической градостроительной и (или) природной среде;
организация проведения мероприятий по формированию достопримечательных мест;
уточнение состава объектов культурного наследия, направляемых на регистрацию в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
организация выявления и постановки на государственную охрану выявленных объектов культурного наследия, в том числе объектов XX века, вне политического контекста;
организация выявления и постановки на государственный учет объектов морского культурного наследия (исторических маяков, оборонительных и гидротехнических сооружений, объектов полярных гидрометеорологических станций, мест захоронений и др.);
организация проведения комплекса мероприятий, осуществление которых позволит создать условия для активного включения объектов культурного наследия в хозяйственный и культурный оборот;
содействие организации проведения мероприятий, направленных на улучшение знаний о традиционной архитектуре и плотницкой культуре, развитию системы подготовки и повышения квалификации в области охраны объектов культурного наследия;
популяризация методов превентивной реставрации объектов культурного наследия или деятельности, нацеленной на препятствование природным процессам разрушения объекта культурного наследия;
содействие проведению исследований, в том числе с привлечением служб пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, экологического надзора, аварийных служб и полиции, направленных:
на сокращение источников загрязнения и вибрации;
на снижение уязвимости объектов культурного наследия архитектуры и градостроительства путем продуманной эксплуатации и ухода за конструкциями, защиты от погодных условий, устранения дефектов, ослабляющих структуру, допускающих проникновение и движение вод, препятствующих дренажам;
на эффективное использование объектов культурного наследия, достойное их значения и не противоречащее сохранности;
на запрет на применение непригодных и вредных материалов при организации ремонтно-реставрационных и консервационных работ;
на разработку профилактических мер по предотвращению угроз, снижению потерь и ущерба.
Основными направлениями действий по решению задачи расширения понимания населением, органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, органами государственной власти Архангельской области важности сохранения объектов культурного наследия для развития территорий Архангельской области являются:
развитие и сопровождение системы электронного учета объектов культурного наследия на основе региональной базы данных "Памятники истории и культуры Архангельской области";
организация проведения межведомственных, региональных, общероссийских и международных совещаний, конференций и других мероприятий в целях эффективного управления объектами культурного наследия и достижения баланса интересов, координации межведомственной деятельности по сохранению и использованию культурного наследия, выработки продуманного менеджмента культурного наследия как базы для развития культурного туризма;
выработка эффективных форм уважительного и деятельного отношения к объектам культурного наследия, в том числе:
организация проведения общественных слушаний как основной предпосылки успешного управления культурным наследием, способствующего поддержанию неповторимого облика Архангельска;
организация проведения юбилеев объектов культурного наследия, мероприятий и акций, связанных с Международным днем памятников и исторических мест;
содействие развитию добровольных обществ друзей наиболее значимых объектов культурного наследия, молодежных реставрационных отрядов и укрепление сотрудничества с Всероссийской общественной организацией "Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры";
государственная поддержка издания литературы, направленной на образование и просвещение в области охраны объектов культурного наследия;
участие в работе по формированию свода объектов культурного наследия и изданию атласа объектов культурного наследия под эгидой Федерального государственного бюджетного научно-исследовательского учреждения "Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева".
Основными направлениями действий по решению задачи создания условий для эффективного использования и предпосылок для культурной капитализации объектов культурного наследия являются:
организация проведения консультаций, круглых столов, слушаний и других мероприятий, направленных на разработку проектов регенерации территорий рядовой исторической жилой и промышленной застройки, не имеющих самостоятельной культурной и исторической ценности, на создание конкурентоспособных туристических продуктов, с учетом интересов местных жителей и бизнеса;
поддержка инициатив по формированию культурных кластеров на территориях объектов культурного наследия, содействующих оживлению территорий как общественных пространств, центров коммуникации и развитию культурного туризма.

V. Механизмы реализации Стратегии

Инструментом реализации Стратегии на региональном уровне является государственная программа Архангельской области "Культура Русского Севера (2013 - 2020 годы)". На уровне муниципальных образований Архангельской области инструментом реализации Стратегии являются муниципальные программы муниципальных образований Архангельской области.
Реализация Стратегии осуществляется министерством культуры.
Вопросы реализации Стратегии рассматриваются на заседаниях Правительства Архангельской области, совещательных и вспомогательных органов при Губернаторе Архангельской области, а также на заседаниях коллегии министерства культуры и научно-методического совета по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Архангельской области. По согласованию с Министерством культуры Российской Федерации вопросы реализации Стратегии могут рассматриваться на Федеральном научно-методическом совете по культурному наследию (движимым и недвижимым памятникам истории и культуры) при Министерстве культуры Российской Федерации.
Информация о реализации Стратегии размещается на официальном сайте Правительства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Корректировка Стратегии осуществляется по результатам анализа ее реализации по мере необходимости.
Реализация Стратегии призвана стать мобилизующим фактором, способствующим обеспечению сохранности объектов культурного наследия и созданию условий их полноценного и рационального использования, развития и успешной интеграции в социально-экономическую и культурную жизнь.

VI. Ресурсное обеспечение деятельности
по реализации Стратегии

Финансирование реализации Стратегии осуществляется за счет средств государственной программы "Культура Русского Севера (2013 - 2020 годы)", последующих государственных программ Архангельской области в сфере культуры, федерального бюджета (в рамках федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 года № 186, и последующих государственных программ Российской Федерации и Архангельской области в сфере культуры), местных бюджетов, а также за счет средств внебюджетных источников.

VII. Этапы реализации Стратегии

Стратегия реализуется в один этап.


------------------------------------------------------------------